Использование образов на уроках Contemporary

В процессе урока контемпорари я часто использую понятие образа. И не только понятие, но и, разумеется, различные образы, предлагаемые для улучшения качества движения в танце, более глубокого представления и осознания движения.

Идея использования образов для улучшения движенческих навыков для некоторых учеников классов современного танца поначалу кажется неэффективной и даже странной, ведь многие привыкли к тому, что для достижения результатов нужно затратить максимум усилий. Только тяжёлые и изнуряющие тренировки приведут к желаемой цели. На деле же, очень часто такое форсирование может значительно увеличить вероятность травмы.

Выстраивание тела с помощью образов хоть и более долгий, но более эффективный путь улучшения танцевальных навыков при изучении contemporary. Конечно, для того чтобы образы, применимые к движению, стали давать видимый результат и заметное влияние на организм, необходимо время. Часто, не имея достаточного терпения, многие перестают работать с этой идеей.

Но давайте сравним такую работу над образом, например, с изучением иностранного языка. Мы же не станем жаловаться на неэффективность обучения — если не сможем читать книги на английском через 2 недели изучения английского языка?

Необходимо работать с образом, даже если это не даёт результатов на начальном этапе. Если использовать образы систематически — они могут стать самым главным решением в проблемах выстраивания своего тела при обучении в школе современного танца.

Самые привычные для нас – сенсорные образы. Когда мы слышим слово «образ» своим внутренним взором мы представляем картинку, фотографию. Но образ – не только визуальный. Он может быть в любом из органов чувств. Если представить себя стоящим под водопадом, то нас могут окружить самые различные ощущения, мы можем представлять и чувствовать воду, льющуюся вниз по телу, слышать, как шумит вода вокруг, ощутить её свежий аромат, и даже вкус.

Использование всех органов чувств поможет обогатить образ, что сделает его более эффективным. Визуальные, кинестетические, слуховые, проприоцептивные, вкусовые и обонятельные – все эти образы способны помочь нам изменить наше представление о движении в современном танце, изменить качество движения.

Приведём в пример некоторые из них.

Визуальные образы особенно привычны в использовании. Это, например, представление пальцев, которые расширяются и удлиняются в пространстве, или образ головы, как наполненного гелием воздушного шара, устремлённого ввысь.

Кинестетические образы включают в себя физическое ощущение движения в танце и не только. Например, заранее представим себе, как будет себя чувствовать тело в прыжке, до его исполнения, или представим себе, что окружающее нас пространство очень мягкое, и впоследствии можем проследить изменения в теле.

Тактильные образы тесно связаны с кинестетическими образами, и их часто совмещают, называя тактильно-кинестетические. Но чисто кинестетические образы не только те, что выявлены на ощупь, что является необходимым для тактильного образа. Если вспомнить момент, когда преподаватель современного танца поправляет что-то, непосредственно прикасаясь к вам, то потом можно воспроизвести в памяти этот процесс, вспоминая тактильные ощущения, и делать это до тех пор, пока образ не укрепится в сознании. Работа с партнёром также помогает закрепить конкретный тактильный образ. Использование их применимо к любым ситуациям, для расслабления, например, в совершенно любом месте можно представить руки, массирующие вас.

Слуховой образ. Танцоры, например, часто могут слышать «воображаемую мелодию» работая над определённой последовательностью движений. Жаклин Вилламил, преподаватель балетного танца и специалист анализа движения Лабана, однажды предложила аудитории образ восходящей гаммы как олицетворение движения ноги вверх. На практике, вы можете «услышать» натяжение вашей оси и представить, будто это мощный гейзер.

Образов огромное множество, и они широко используются на моих классах контемпорари, позволяя даже тем, кто только знакомится с современным танцем, уже на самых первых порах быть более «подробным» в исполнении движения, более точным и выстроенным, и также со временем устранить проблемы с осанкой. И самое главное в этой практике – это всего лишь желание работать с этой идеей, быть внимательным к себе и терпеливым.